пятница, 22 марта 2013 г.

Торт на финише

Минувшей осенью Верховажской ДЮСШ исполнилось четверть века. Из них 22 года спортивную школу возглавляет Надежда Александровна Нечаевская. Большинство, в первую очередь юное поколение, верховажан прекрасно знает ее как руководителя и тренера, как судью на соревнованиях, наконец, как маму знаменитой Анны Нечаевской, но мало осведомлено о славном спортивном прошлом директора. В связи с приближающимся юбилеем спортсменки, сумевшей достичь таких высот на лыжне, газета решила восполнить этот пробел.
- Надежда Александровна, начну с семейной династии Нечаевских. Достижения Анны на слуху. В ее активе уже есть серебро на чемпионате мира среди юниоров. И впереди — блестящие перспективы. А каких результатов в свое время добились вы?
- В 1970 году на молодежном первенстве СССР по лыжным гонкам мы с девочками выиграли эстафету 4х5 километров. В 1971 году в Апатитах заняла третье место в личном зачете на первенстве страны. Помню, гонка состоялась как раз в день моего рождения, 26 марта. После финиша меня поздравил мой брат, живущий в Апатитах, и подарил мне торт.
- То есть выходит, что дочь уже превзошла наивысший результат мамы.
- Выходит, так. В свое время я была в составе сборной СССР, но из-за болезни не смогла поехать на чемпионат Европы в Германию. Так мой дебют на международном уровне и не состоялся.
- А как начинался ваш путь в большой спорт? Наверняка девочке из провинции было нелегко пробиться наверх. Конкуренция в то время была еще острее, чем теперь.
- Первым моим достижением стала победа на соревнованиях учащихся школ Харовского района. До сих пор помню: дистанцию три километра я тогда пробежала за 14 минут 34 секунды. Еще в седьмом классе получила третий разряд по лыжам. Но, конечно, профессионально я начала заниматься лыжным спортом, когда в 1967 году поступила на учебу в Вологодское педагогическое училище, где выступала за ДСО «Спартак». Под Вологдой, в деревне Маурино, располагалась в те годы лыжная база. Там проходили и тренировки, и соревнования. К слову, о таких условиях для спортсменов, как сейчас, мы даже и мечтать не могли, переодевались в лыжную форму в буквальном смысле слова прямо под соснами. О пластиковых лыжах знали только понаслышке, выступали на деревянных. В то время я получила первый разряд. Хотите знать результат? Пятикилометровую дистанцию преодолела за 22 минуты 10 секунд. А чаще тренировались в парке Мира. Лыжня была проложена и по реке Вологде.
- Травмы случались?
- Меня бог миловал, а вот некоторым девочкам порой не везло. Выступали раз на чемпионате СССР в Эстонии. Трассу перекрыли поваленным деревом, и одна из лыжниц не разобралась и наехала на препятствие. Перелом. Впрочем, лыжный спорт далеко не самый травмоопасный.
- С кем из знаменитостей вам приходилось встречаться на соревнованиях и в жизни?
- С первой знаменитостью я встретилась уже при поступлении в педучилище. Правда, Анатолий Алябьев, который учился курсом старше, тогда еще не был олимпийским чемпионом. И даже еще биатлоном не занимался. Мы выступали за лыжную команду «Спартака». Так вот, я его на лыжне обгоняла (смеется).
Встречалась на лыжне с сыктывкарской лыжницей Раисой Сметаниной. Она в то время выступала за ДСО «Урожай». Как известно, позже Раиса стала многократной чемпионкой СССР, мира, четырехкратной олимпийской чемпионкой. Прекрасно помню Алевтину Орлову, которая училась в медучилище и активно занималась лыжным спортом. Она нас всех обгоняла. Входила в состав сборной СССР, выступала хорошо, близко «к призам». А вот дальнейшей ее судьбы, к сожалению, не знаю.
- Надежда Александровна, поздравляю Вас с наступающим днем рождения, желаю успехов и в работе, и в спорте.
- Большое спасибо.
Беседовал  Владимир Басов.

Надежда Александровна Нечаевская за большой личный вклад в развитие спорта в районе в этом году также выдвинута на районный Праздник труда.

Комментариев нет:

Отправить комментарий