среда, 30 января 2013 г.

Закрыть, нельзя открыть

Этот автобус ходит
по оставленному маршруту Верховажье-Пежма.
Переставят ли запятую после слова «нельзя», решится до 1 марта


На момент рассмотрения вопроса «Об обеспечении перевозки пассажиров общественным транспортом и перспективах дальнейшего оказания услуг ООО «Верховажье Авто» в Верховажском районе» финансовое положение нашего крупнейшего автопредприятия уже было критическим. Расходы значительно превышали получаемые доходы. Долги росли, как снежный ком. И выхода из отчаянной ситуации не просматривалось. Если не считать принятия чрезвычайных и крайне непопулярных, как с точки зрения власти, так и населения, мер. Резонанс может получиться очень даже громким.
Итак, что есть, и чем может грозить ближайшее будущее. В прошлом году прекратил свое существование автобусный маршрут сообщением Верховажье-Олюшино. В наступившем году - новый неприятный сюрприз: с 14 января оказался вынужденно закрытым рейс Верховажье-Елисеевская (Сибирь). Судя по всему, это еще не окончание «оптимизации» сети внутрирайонных автобусных пассажироперевозок. Велик риск, что впереди нас ждут очередные потери. Под вопросом существование коленгского и шелотского маршрутов, почти наверняка сократят нынешнее количество рейсов на город Вельск. «Верховажье Авто» нужно любым способом спасаться от приближающегося банкротства. Корреспондент «ВВ» побывал на заседании районного парламента, где депутаты, выслушав всех заинтересованных лиц, попытались принять «антикризисную программу» в помощь терпящему бедствие автопредприятию.
- Ничего удивительного, что люди воспринимают сокращение числа маршрутов очень болезненно, - открыл заседание глава района Геннадий Непомилуев. - Действовавшая в районе в течение десятилетий система перевозки пассажиров общественным транспортом постепенно «умирает», не вписавшись в рынок. Понятно, почему. «Верховажье Авто» - коммерческое предприятие. Оно не может работать себе в убыток. Возможности финансовой поддержки перевозчика со стороны бюджета крайне ограничены. Давайте обсудим, что можно сделать, чтобы частично снять остроту напряжения.

Первым слово предоставили гендиректору «Верховажье Авто» Николаю Овсянкину. В его насыщенном цифрами докладе было проанализировано финансовое положение предприятия. Судя по приведенной информации, доходы от перевозки пассажиров последние пять лет снижались, а расходы, наоборот, росли. В итоге убыток увеличился со смешных 69 тысяч рублей в 2008-м до рекордного 1 миллиона 134 тысяч рублей в 2012-м.
Все это время копились долги за ГСМ, обслуживание и аренду автобусов, проданные билеты, аренду гаражей, за выплату жалования персоналу… Как результат, кредиторская задолженность к началу нынешнего года выросла до 1 миллиона 761 тысячи рублей, дебиторская же составляет всего 283 тысячи. То есть реальные долги достигли 1,5 миллиона рублей. Кредиторы, образно говоря, кружат вокруг «Верховажье Авто» черными воронами. Рассчитываться с ними нечем - касса пуста.

Основной убыток автопредприятие несет за счет содержания внутрирайонных, так называемых, социально значимых маршрутов. В среднем он составляет 10 рублей с каждого километра. А в суммовом выражении из-за отрицательного баланса доходов и расходов бюджет «Верховажье Авто» недополучил свыше миллиона рублей.
Больно ударила по пассажироперевозчику отмена льгот на проезд студентов и ветеранов, за что полагалась компенсация из бюджета. По подсчетам, только «студенческих» денег недополучено порядка 80 тысяч рублей.


Ко всем бедам добавилась резко возросшая в последнее время активность «Ространснадзора». Я прочитал несколько грозных предписаний за подписью инспекторов отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности. Свыше семи сотен пунктов различного рода претензий. С точки зрения нормального человека, предъявляемые там требования по устранению выявленных недостатков выглядят совершеннейшим бредом. Что не преминули отметить и депутаты. Такое впечатление, что Верховажье - рассадник терроризма, и нашу автостанцию необходимо срочно перевести чуть ли не на осадное положение. Вплоть до установки там на входе контрольно-пропускного пункта с рамкой металлоискателя, глухого забора по периметру и шлагбаумов. Наверное, в столичных аэропортах с повышенной террористической опасностью такие меры оправданны, но у нас?! Да и не потянуть «Верховажью Авто» все расходы по переоборудованию автостанции в «неприступную крепость». Кстати, нечто подобное предлагается выполнить и в отношении самих автобусов с целью повышения безопасности пассажиров во время поездки и отслеживания движения транспорта по маршруту в постоянном режиме.
Надо отдать должное, «Верховажье Авто» с переменным успехом пытается противостоять такому необоснованному, с точки зрения руководителя, да и просто лишенному здравого смысла прессингу контролирующего органа. Через суд. Уже в ближайшее время состоятся два заседания апелляционных судов: в Санкт-Петербурге и Москве. Но удастся ли отстоять свое мнение, большой вопрос.
Николай Овсянкин высказал также претензии в адрес райадминистрации. Поскольку положенные компенсации из бюджета за содержание социально значимых маршрутов, и без того мизерные, не выплачиваются в полном объеме. Главный финансист района Светлана Кашинцева объяснила это произошедшим секвестированием бюджета из-за недополучения запланированных доходов.

Еще больше усугубило впечатление выступление генерального директора ОАО «ПАТП-2» Евгения Вахромеева. По его словам, «Верховажье Авто» в долгах, как в шелках, и у возглавляемого им «головного» автопредприятия. И за использование и ремонт автобусов, и за аренду гаражей, и за проданные билеты. У ПАТП, мол, своих финансовых проблем выше крыши, чтобы «прощать» еще и верховажские долги. Глава вологодского автобусного предприятия предложил району оказывать местному пассажироперевозчику более серьезную помощь, иначе дальнейшее сокращение внутрирайонных маршрутов неизбежно.

Тон в прениях задал глава района Геннадий Непомилуев. По его мнению, все беды «Верховажье Авто» - от падения спроса на услуги общественного транспорта. Резкое увеличение количества автомобилей в личном пользовании и появление «на линии» конкурентов - маршрутных такси - вызвало большой отток клиентов. Есть расчеты: ежегодно предприятие теряет до 14 процентов пассажиров.
- Был же призыв к московским автомобилистам из-за «пробок» в столице массово пересесть на общественный транспорт, - заключил глава района. Почему бы с таким предложением не обратиться и к верховажанам?
Еще несколько цифр. Вологодский рейс: при имеющихся в автобусе 45 местах в среднем из них заняты лишь 13. А бывает, что в Верховажье в салон сядет всего один человек, да еще пара подсядет по дороге. На внутрирайонных рейсах ситуация еще хуже - в автобусах в среднем едут по 4-5 пассажиров.
Председатель Представительного Собрания Владимир Полежаев высказал соображение в отношении оптимизации расходов на содержание автопарка, на ГСМ и так далее. Депутат Александр Мызин говорил об исключении из практики работы «холостых» пробегов автобусов.

Поступило предложение перенести и время отправления рейса на Вологду на более ранний срок: на шесть, а то и пять часов утра. Почему? Люди хотят приехать в город как можно раньше, чтобы успеть сделать максимум дел, и поэтому пассажиры пользуются услугами отъезжающих спозаранку маршрутных такси. Ответ Николая Овсянкина: отправление рейса приурочивают к прибытию пассажиров автобусов внутрирайонных маршрутов, т.к. некоторым жителям «низовок»,бывает, тоже нужно попасть в областную столицу.
Поднимался вопрос о передаче «Верховажью Авто» автобусов отдела образования. Как показали расчеты, это дело невыгодное: затраты на подвоз школьников возрастут с 1,5 миллиона рублей до 3,5 миллиона.
Резко против закрытия внутрирайонных маршрутов выступили депутат Людмила Горюнова и председатель общественного совета Валентин Горынцев. Их поддержала глава администрации Н-Кулойского сельского поселения Любовь Верещагина:
- На периферии все потихоньку закрывается. Такое впечатление, что на наших деревнях ставят крест. Если еще и автобусного сообщения не будет… Скоро жизнь останется в одном лишь райцентре?

В деревне Елисеевской закрытие автомаршрута - свершившийся факт. Как рассказала глава Сибирского сельского поселения Галина Шутова, вместе с Осташевым на территории сейчас проживает свыше 270 человек. Лишь у небольшой части есть свой личный автотранспорт. У остальных надежда попасть в райцентр в больницу или по другим делам - поселенческий «УАЗ». Кстати, в соседней Рогне роль маршрутного такси выполняет «Скорая помощь».
От имени учредителей и акционеров «Верховажье Авто» выступили Николай Наумов и Сергей Шубин.
- Если по уму, то этот вопрос нужно было рассматривать еще четыре года назад, - считает Наумов. - Когда ситуация еще только начала осложняться, появились долги. Сейчас положение, без преувеличения, критическое. Автобусы старые, на их ремонт нет денег. Из-за сложного финансового состояния уже четыре года не повышали зарплату персоналу. Разве нормально, когда водители, классные специалисты, получают лишь по 14 тысяч в месяц. О выплате каких-то дивидендов акционерам и говорить уже не приходится. На одном энтузиазме не проживешь. Если не оказать автопредприятию реальную помощь, то придется оставлять только вологодский и вельский маршруты и еще, может быть, пежемский. А коленгский и шелотский из-за убытков - закрыть.

От депутатов и присутствовавших на заседании поступил еще ряд предложений, направленных на снижение убыточности предприятия. Дело руководства «Верховажье Авто» - принять их или отвергнуть. Но вот три единогласно одобренных пункта вошли в официальное решение Представительного Собрания.
«Верховажье Авто» рекомендовано провести анализ своей деятельности и постараться исключить все неоправданные расходы. Сами районные депутаты взяли на себя обязательство обратиться за помощью в решении финансирования социально значимых маршрутов к своим коллегам из Законодательного Собрания области. Параллельно поставив в известность о возникших проблемах губернатора Вологодчины. Главам администраций сельских поселений предложено изыскать деньги на поддержание «автобусников» из своих поселенческих бюджетов.
Пока верстался номер.
Состоялось собрание учредителей и акционеров «Верховажье Авто» в присутствии генерального директора ПАТП-2. Собрание утвердило два основных пункта антикризисных мер. Первое, в связи с убыточностью маршрутов, приостановить с 11 февраля 2013 года движение по маршрутам Верховажье-Коленьга и Верховажье-Шелота. Второе. Уведомить райадминистрацию, что в случае непринятия мер по финансированию социально значимых маршрутов до 1 марта, движение по этим направлениям закрыть вообще.
Владимир Басов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий