среда, 10 октября 2012 г.

Верховажане в Оптиной пустыни

Казанский собор Шамординского женского монастыря.

В конце сентября группа паломников-верховажан из 17 человек побывала в Оптиной пустыни Свято-Введенского мужского монастыря. Расположен он недалеко от г. Козельска Калужской области (250 километров от Москвы).
 В последнее время наши земляки посетили немало святых мест. В августе, например, побывали на Соловецких островах. Все без исключения благодарят С.Н.Истомина за организацию этой поездки. Впечатления путешественников трудно передать словами: ведь они побывали на островах, на которых долгие годы лилась кровь и слышались стоны репрессированных. А сейчас в соловецких храмах круглосуточно идут службы и совершаются молитвы по убиенным.
Ну, а мне посчастливилось увидеть другое святое место России – Оптину пустынь.

Екатерина Гавриловна;
 Дорогу в ночное время суток все мы пережили благополучно. Среди нас были и пожилые люди, одной женщине 73 года, второй - 84. На мой вопрос о возрасте Екатерина Гавриловна ответила: «Мне-ка 84 года, с половиной». На слове «с половиной» она сделала многозначительный акцент, что вызвало у нас не просто улыбки, а заразительный и искренний смех (в хорошем смысле слова). После этого разговора мы влюбились в нее и время от времени наблюдали за тем, как она чувствует себя в автобусе. А Екатерина Гавриловна еще дала фору некоторым из нас: к концу дня мы еле передвигались, а она не то что не отставала от группы, но еще шла в первых рядах. Вот тебе и 84 года с половиной!
На место мы приехали в восьмом часу утра. Немного отдохнув с дороги, пошли на территорию монастыря. Успели к началу службы. Большой храм был наполнен верующими, монахи молились, исповедали. После службы мы небольшими группами разошлись по территории пустыни. Среди храмов и часовен - везде могилки оптинских старцев. Такое чувство, что мы попали в другой мир, где нет суеты, спешки, все житейские заботы и проблемы отступили на второй план, казались мелкими и ненужными. И даже погода способствовала умиротворению и хорошему настроению: день был очень теплый, солнечный.
Устроившись в гостинице, мы пошли на трапезу, а затем на экскурсию и искупаться на святой источник. А уж потом и на вечернюю службу...
Святые врата Свято-Введенского монастыря
Из истории Оптиной пустыни. По преданию, основана пустынь в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта (Оптия), в иночестве Макарий. Как рассказывала экскурсовод, Опта был злым и кровожадным, убивал и бесчинствовал, чем наводил на людей ужас и страх. Однажды во сне ему было видение о том, чтобы он нашел место - «пустынь», и стал молиться о грехах своих. Он нашел его, и по горячим молитвам и искренним раскаяниям был прощен.
Оптина пустынь привлекает паломников не только тем, что там жили и молились о России и ее людях оптинские старцы. В 1993 году произошло событие, которое до сих пор не оставляет людей равнодушными. 18 апреля 1993 года, в Пасху, после великой службы здесь были зверски убиты трое насельников: иеромонах Василий (в миру Игорь Росляков), иноки Трофим (Алексей Татарников) и Ферапонт (Владимир Пушняков). Об этих новомучениках мне довелось прочитать книгу «Пасха Красная», которая оставила глубокий след в моей душе. Вот уж поистине неисповедимы пути Господни. Читая книгу, я не могла даже предположить, что буду не только плакать о убиенных, читая строчку за строчкой, но и побываю на их могилках, попрошу помощи себе и своим близким. Слава Богу!
Начинается книга так: «Крапива выше меня ростом растет у стен монастыря», - писал в дневнике летом 1988 года новый оптинский паломник Игорь Росляков. Росту же в новом паломнике было под два метра, и крапива в это лето действительно впечатляла. Оптина пустынь лежала еще в руинах и выглядела как после бомбежки – развалины храмов, груды битого кирпича и горы свалок вокруг. А над руинами щетинились непроходимые заросли – двухметровая крапива и полынь.
Разруха была столь удручающей, что местные жители признавались потом, что в возрождение Оптиной никто из них не верил. И если до революции в монастыре действовало девять храмов, то теперь картина была такая. От храма в честь Казанской иконы Божией Матери остались только полуобвалившиеся стены – ни окон, ни дверей, а вместо купола – небо. Когда храм был поцелее, в нем держали сельхозтехнику. Въезжали прямо через алтарь.
От церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери не осталось и следа. Разрушению храма предшествовал один случай. Местные жители, превратив храм в хлев, подметили закономерность: в дни великих церковных праздников животные начинали метаться по храму как бесноватые.
Относительно целее других в 1988 году был Свято-Введенский собор, где прежде размещались мастерские профтех-
училища, а в одном из приделов храма стоял трактор, от которого работал движок, дававший свет поселку. Что сталось с настенной росписью храма от тракторных выхлопов и копоти – нетрудно себе представить.
А еще местные жители рассказывали, что после революции в Оптиной жгли костры из икон, и когда в огонь бросили Распятие, то из Креста – все видели – брызнула кровь.
«Когда в монастырь приехали первые монахи, - вспоминает местный житель Николай Изотов, - то мы в изумлении смотрели на них: какие-то бородатые мужики в рясах. Ну прямо дореволюционное кино». Первых монахов было мало. И в лето 1988 года братия монастыря состояла из отца-наместника, двух иеромонахов, двух иеродиаконов и четырех послушников, к которым вскоре присоединился москвич Игорь Росляков, ставший одним из первых оптинских летописцев…»

С той поры прошло чуть больше двадцати лет, и Оптину пустынь не узнать. Сейчас там звонят колокола, совершают службы, восстанавливают храмы, которые утопают в цветах и зелени. Кругом такая чистота, что диву даешься: как и кто наводит порядок? Там даже воздух другой и тишина звенящая. Хотя многолюдно, но нет ни толкучки, ни шума. И куда ни взгляни, кругом такая красота.
Вернемся к новомученикам иеромонаху Василию, о. Трофиму и о. Ферапонту. Из книги «Пасха Красная» узнаем, что все они каким-то образом предчувствовали смерть. Читаем: «Он был уже иеромонахом Василием (Игорь Росляков), когда прихожане Оптинского подворья в Москве задали ему вопрос: «Батюшка, а у вас есть какое-нибудь заветное желание?» - «Да, - ответил он. – Я хотел бы умереть на Пасху под звон колоколов». И это сбылось.
Запомнился прихожанам случай. На амвоне у входа в алтарь стоял мальчик Сережа и невольно мешал служащим. В миру этот мальчик прислуживал в алтаре и теперь, стесненный толпой, жался поближе к алтарной двери. Инок Трофим (Алексей Татарников), носивший записки в алтарь, постоянно наталкивался на него, наконец, не выдержав, спросил: «А ты чего здесь вертишься?» - «Думаю, - ответил мальчик, - можно ли мне войти в алтарь?» - «Нет, - сказал инок Трофим. – И чтобы я больше тебя здесь не видел». Мальчик очень удивился, когда инок Трофим разыскал его потом в переполненном храме и сказал виновато: «Прости меня, брат. Может, в последний раз на земле видимся, а я обидел тебя». Виделись они тогда действительно последний раз. Спустя несколько часов инока Трофима не стало.

группа паломников-верховажан
Жизнь трех оптинских новомучеников была краткой и по-монашески тайной.
Вот уже много лет в монастыре Оптина пустынь ежедневно поминают за Божественной литургией убиенных братьев – иеромонаха Василия, инока Трофима, инока Ферапонта. Многочисленные паломники прибывают отовсюду поклониться их святым могилам и попросить благодатной помощи в духовных и житейских нуждах. За это время слава об убиенных монахах распространилась не только по всей России, но и далеко за ее пределами. Бог прославляет избранных своих, отдавших жизнь ради имени Его Святаго. Известие о мученической смерти оптинских насельников от руки сатаниста на Пасху 1993 года подобно грому небесному прорезало обычную повседневность жизни, потрясло людские души и сердца.
В память о трех новомучениках в монастыре возведена часовня Воскресения Христова, в которую от открытия и до закрытия идут и идут паломники. Мы тоже не упустили эту возможность. Помолились иеромонаху Василию, отцу Трофиму и отцу Ферапонту и попросили помощи себе и своим близким, в надежде, что будем услышаны.
В  одном материале трудно подробно рассказать о жизни монастыря. Да и за два дня пребывания там тоже узнаешь не обо всем. Мы с удовольствием побывали на экскурсии, искупались в двух святых источниках, посетили женский монастырь в Шамордино, это в нескольких километрах от Оптиной пустыни. Были восхищены храмом в этом монастыре, его архитектурой и историей строительства.
В обратную дорогу мы отправились в воскресенье. Молили оптинских старцев и новомучеников еще побывать на этой святой и благодатной земле.
За благополучную и спокойную поездку вся наша группа выражает огромную благодарность Юрию Витальевичу Шадрину. Опытный водитель, коммуникабельный человек, он был с нами вежлив, внимателен, выполнял все наши просьбы. Сейчас мы с Юрием Витальевичем хоть на край света! Спасибо и организаторам. Все остались довольны! А сколько впечатлений привезли, хватит до следующего путешествия.
Нина Юренская.

Комментариев нет:

Отправить комментарий