среда, 25 июля 2012 г.

«И сердце радуется...»


 По пути из села Морозова в Вологду я познакомился с молодым человеком, назвавшимся Вадимом. Он согласился довезти меня до места за умеренную плату. Довольны были оба. Мне не пришлось ждать на дороге автобуса, а ему - скучать: за разговором путь короче. Проезжая мимо какой-то деревеньки, он вдруг перекрестился. Меня это удивило, потому как я не заметил рядом ничего, что бы напоминало о православии.

- В этой самой деревне, Слободке, находится небольшая часовня Петра и Павла, - пояснил мне потом Вадим. - Её местные мужики из Чушевиц восстанавливают.
Мне захотелось непременно побывать в Слободке, увидеть тех, кто занимается столь благим делом. Время нам позволяло, и мы свернули с автомагистрали на просёлок. Деревня встретила нас тишиной и запахами июльского разнотравья. Подойдя к часовне, Вадим открыл дверь, и я вместе с его супругой перешагнул порог храма. На стене висели небольшие иконы, в углу – свитое ласточкой гнездо, залетевшие пчёлы бились в окно… Непроизвольно вспомнились слова молитвы «Отче наш». Уже потом, осматривая храм, я увидел на оконном косяке и на стенах первого придела надписи, сделанные простым карандашом: сколько было завезено яровых и ржи, какого числа, подпись бригадира.
По внутреннему убранству часовни нетрудно было догадаться, что она долгое время служила в качестве то ли амбара, то ли склада. А огромные камни, которые лежали у входа, и почерневшие от времени стены говорили, что построена она лет 200 назад. Подошли к мужикам, которые заливали фундамент для нового дома.
- Идею восстановления часовни подсказали приезжие москвичи, уж очень она им приглянулась: и место хорошее, и архитектура непривычная,  - рассказал Сергей Фёдорович Бутусов. - Они нам тогда помогли с железом. С того всё и пошло, кресты установили, крышу перекрыли. Смотришь на неё в солнечный день, и сердце радуется, она будто серебрится, бликами солнечными играет. А вы приезжайте к нам на Петров день, у нас будет тут большой праздник, - на прощание сказал он нам и принялся за работу.

Мысль о том, чтобы приехать сюда ещё раз, меня не покидала. Уладив все городские дела, накануне престольного праздника я отправился в Слободку. В деревне меня и Сергея Фёдоровича с его супругой Галиной встретила Лидия Волкова, единственный постоянный деревенский житель. Узнав о цели визита, женщина очень обрадовалась и, несмотря на поздний вечер, согласилась пойти с нами в часовню.
Лида в Слободке живёт одна. Она сама себе начальник, генерал и староста. Ещё до встречи мне рассказали, как она ходит на охоту, не боится встретиться с волками и может выполнить любую мужскую работу, содержит пасеку. В общем, на сон времени у неё нет.
Лидия Геннадьевна вынесла из дома большую коробку со свечами и иконами, достала инвентарь, налила в вёдра воды, чтобы помыть полы, приготовила плотницкий инструмент.
- Всё это ещё мой покойный супруг Михаил привёз из Москвы. На коробке так и написано: «Для церкви в деревню», - рассказывала по дороге Лида. - Он у меня был очень верующим человеком, неоднажды ездил в Иерусалим, свечи, иконочки оттуда привозил. Очень ему хотелось, чтобы наша часовенка ожила… Но вот не дожил до этого дня.
Леса с храма успели уже убрать, траву вокруг выкосили. Первое, что мы сделали, когда начали уборку, повесили лампадку и зажгли огонёк. И как-то сразу всё преобразилось, засияли лики Богоматери, Вседержителя, Николая Чудотворца. Мы не замечали, как шло время. Лида не хуже заправского мужика забивала гвозди, приколачивая полочки, на которые мы потом поставили иконы. Работа спорилась. Уже стемнело, и деревню окутал туман, когда ближе к полуночи мы закончили.
На рассвете, вдыхая запах свежести, я сходил в поле за полевыми цветами, чтобы украсить храм. На них ещё не высохла ночная роса. Ласточки и стрижи летали высоко в небе. На соседнем поле слышался гул тракторов. Я сидел на крылечке домика, где ночевал, когда ко мне подошёл Александр Мызин, местный фермер, о котором я много слышал. Разговорились о селе, о видах на урожай, о том, что нужно сделать, чтобы молодёжь оставалась на родной земле.
- Трактора мои не мешают спокойствию? - пошутил он. - Я сегодня в половине шестого в часовню заходил, молодцы мужики, успели к празднику. Много народу собирается приехать на службу.
- Не мешают, наоборот, хорошо. Чувствуется, что деревня живёт, поля не зарастают сорной травой. Это и есть жизнь. А если ещё и жизнь духовная возобновится, разве плохо? Может, вернутся сюда люди, деревня оживёт.

Ближе к полудню к часовне стал собираться народ. Первыми приехали пожилые женщины из Верховья. Пройдя по деревне, остановились у часовни, вспомнили своё детство.
- Вот рядом наш дом стоял, а на этих «камешках» мы играли,  - показала одна на большие валуны. А чуть ближе к ручью жил священнослужитель. Его с певчими арестовали, и больше их никто не видел. А потом наш председатель распорядился, чтобы в часовню сыпали зерно, потому она и сохранилась. В ней тогда на стене, где сейчас иконки, висело огромное полотно, а на нём все святые были изображены. Долго висело. А потом, когда репрессии-то пошли, кто-то сорвал. А что позднее было, мы не знаем.
Хорошая у нас была деревня, трудолюбивый в ней жил народ. По большим праздникам все вместе собирались. Кто-то на войне погиб, другие в города уехали, поближе к центру переселились…

А люди всё прибывали и прибывали. Вскоре приехал отец Димитрий с хором, чтобы отслужить молебен. Он внимательно всё осмотрел, поблагодарил всех, кто помог в восстановлении часовни преподобных Петра и Павла, и начал службу.
Почти восемьдесят лет назад в престольный праздник деревни Слободка отзвучала последняя молитва… Прихожане, не менее семидесяти человек, слушали слова из Священного писания, молились за тех, кто воссоздал часовню, за тех, кто когда-то жил в этой деревне, и радовались свершившемуся чуду. А потом был крестный ход. Приехавшие ещё долго ходили по деревне, останавливались у заросших лопухами и крапивой останков домов, вспоминали пофамильно тех, кто жил в них. Смахнув слезу, шли дальше только по им известным тропкам к родным избам.

Вечером за большим общим столом звучали песни, велись спокойные, добрые разговоры. Деревню снова накрыл туман, и мерцал огонёк в часовне в честь Петра и Павла, хранителей этой земли…
Сергей Рычков. Подготовила к печати Татьяна Погожева.

Комментариев нет:

Отправить комментарий